Аудиогид
В каждой местности народный костюм имеет свои особенности, характерные черты. И это не простой набор одежды из случайных вещей, а настоящий строй из взаимосвязанных и взаимоподчиненных элементов, поэтому в Беларуси разновидности костюма так и называются четким словом «строй». В нашей стране их насчитывается больше 30.
Народный костюм имеет свою магию, так как он всегда соответствовал представлениям людей о красоте жизни. Преобладал в одежде серебристо-белый цвет натурального льна или шерсти, ведь белый означал праздник и радость. Много было красного, он символизировал саму жизнь. Разные орнаменты служили украшением и оберегами. Орнаменты – это не просто картинки, а символы, которые наделены глубоким смыслом: они придавали силу и уверенность, охраняли от сглаза.
Женский костюм более колоритный, чем мужской, и имеет больше деталей. Рубаха называлась «кашуля», шилась она из льняного домотканого полотна; юбка летняя – «спадница», зимняя – «андорак» из льна или шерсти в клетку или полоску; безрукавка женская называлась «гарсет», «станик», «кабат», «шнуровка», «фигарка» (и т. д.) и была, как правило, яркого цвета. Передник («фартух») чаще всего белого цвета с орнаментом, который сочетался с украшением рубахи. Фартук начинали носить уже в подростковом возрасте, так как он служил дополнительным оберегом. Эту часть одежды, начиная ткать или вышивать, девочки делали сами. И как только девочка надевала собственноручно сделанный фартук, она уже считалась девушкой и принималась в компанию взрослой молодежи. Головной убор у женщин – это платок («хустка»), чепец, капор («каптур»), намитка в виде повязки-рушника. Из украшений использовались ленты и бусы («патерки»).
Мужской костюм состоял из нескольких частей, прежде всего льняной рубахи навыпуск и брюк. Рубаха («кашуля») с вышивкой по воротнику и манжетам, в некоторых районах на нее надевалась безрукавка («камизелька»). Брюки назывались «нагавицы» и «портки». Головной убор у мужчин – соломенная шляпа («брыль» или «капелюш»), магерка, картуз, кучма, шапка-аблавуха. И как передник у женщин, обязательным для мужчин был пояс, независимо от возраста, достатка или социального статуса. Простой шнурок, перевязка или роскошный «слуцкий» пояс, но на мужчине он должен быть, иначе – это «стыд и посмешище», таковы были вековые традиции.
Верхняя одежда у мужчин и женщин – свиты из сукна, армяки, кожухи и кожушки. Обувь летом – лапти или босиком, а зимой – валенки, кожаные постолы, сапоги и черевички.
Одежда могла рассказать о человеке многое. Например, обувь «говорила» о достатке, так как бедные люди не могли позволить себе кожаные сапожки, а только лапти или кожаные постолы. Головной убор мог «сообщить» о семейном положении: замужние женщины, к примеру, венки с ленточками не носили и т. д.
Национальный костюм белорусов соответствовал погоде, причине и случаю, статусу владельца («видно пана по жупану»), и, кроме всего прочего, он был красивым. В наше время народный костюм остался жить только в искусстве, новое время – новые условия жизни, другая мода. И все же некоторые вещи снова возвращаются и радуют нас своей красотой и практичностью. О чем речь? Правильно, о «вышиванке», хотя в Беларуси вышитую сорочку так никогда не называли, это была «кашуля», а праздничная, конечно, с вышивкой. Но неважно, главное, и это радует, что молодежь возвращается к истокам, ценит историю своей страны и гордится ею, поэтому «вышиванка» или «вышимайка» и стала частью современной моды. А у тебя она есть?