Аудиогид

Описание

Белорусскую иконопись можно причислить не к народному творчеству, а к изобразительному искусству с очень давней и богатой историей. Самые ранние иконы на территории Беларуси появились в Полоцке и Турове примерно в IX веке, со времени принятия христианства. Первые иконы были византийскими. Евфросиния Полоцкая, например, получила икону Матери Божьей из Константинополя, которую ей подарил император Мануил Комнин.
Традиции Византии и Древней Руси ассимилировались на белорусской земле. И поэтому уже в XV столетии формируется независимая белорусская школа со своими особенностями, так называемая «крицкая манера» письма. Белорусские иконописцы использовали светотени для выявления формы. Этот прием придавал изображению объем, глубину и перспективу. А в традиционной славянской иконописи светотени не применялись.
Самобытность белорусской иконописи объясняется и сосуществованием на нашей территории двух течений христианства: православия и католицизма. А с введением униатства это взаимовлияние еще возросло. Но в начале XIX века, в период вхождения белорусских земель в состав Российской империи, белорусская иконопись начала терять свою самобытность. Этому способствовало также развитие печатной графики. И собственно белорусская икона исчезла после ликвидации церковной унии в 1839 году.
Особенностью белорусской иконы было украшение изображения резьбой, лепкой, окладами. Иконы были «живые», по ним можно изучать этнографические особенности белорусов, типажи людей и даже их эмоции: плач, радость, скорбь. А увеличенные открытые уши на иконах – это тоже наша особенность. Значит, белорусы внимательно слушают Бога и друг друга. Поэтому и Бог слышит нас.

Другие места

Комментарии

Загрузка карты...